Основные маски и костюмы Карнавала Венеции. Часть 2.

Часть 2. Маски комедии дель-арте

Перед тем как перейти к обзору второй группы масок, хотела бы сказать несколько слов об их изготовлении. Для изготовления масок использовались натуральная кожа, гипс или тонкое японское папье-маше. Маски богачей мастера делали по личным слепках лица. Люди победнее – покупали те готовые изделия, что предлагали лавки. Для украшения масок и костюмов использовались практически любые материалы: ткани, кружева, перья, стеклянные бусины, жемчуг и т.п. Итак, обещанная 2-я часть обзора:

МАСКИ КОМЕДИИ ДЕЛЬ-АРТЕ

Это крупная группа масок Венецианского Карнавала. По своей сути – это маски уличного театра. Сценаристы и режиссеры того времени нашли отличное решение для быстрого включения публики в показываемое зрелище – узнаваемые персонажи. По сути этот же феномен используется в современных сериалах. То есть какой бы спектакль не показывался – герои уже были знакомы публике и она с интересом следила за перипетиями событий, в курсе которых она уже была. Аналогами названия «дель-арте» являются la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни). Подробнее о происхождении и развитии комедии дель-арте я еще напишу, поскольку она сейчас практически неразделима с Венецианским Карнавалом и современными театрализованными представлениями. Сейчас хочу обратить ваше внимание только на тот факт, что сейчас разделяют 2 квартета масок дель-арте – венецианский и неаполитанский. С полным списком героев вы можете ознакомиться, к примеру, в Википедии. Мы рассмотрим персонажей именно венецианского квартета масок: Арлекин (Arlecchino, Меццетино, Багаттино, Труффальдино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Табарино) - дзанни (слуга). Чаще всего работает на скупого Панталоне, посему до крайности беден. Костюм Арлекина хоть и составлен из разных лоскутков и заплат (именно их символизируют ромбики в современных вариациях костюма), но ярок и весел. Классически головной убор - белая фетровая шляпа – украшался лисьим или кроличьим мехом. В современных костюмах эта шляпа практически не используется. Маска Арлекина в классическом варианте была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). Еще одно обязательной частью костюма ранее являлась палка, которой он лупил других персонажей. По сценарию он родом из Бергамо, из семьи крестьян и не умеет ни писать, читать. Прибыл в богатую Венецию на заработки, любит поесть (особенно – бесплатно). Да так, что ради еды иногда даже забывает о своей ненаглядной Коломбине. Арлекин очень подвижен, периодически откалывает акробатические трюки, поэтому его костюм не должен стеснять движения. Чаще всего являет собою типаж очаровательного мошенника, манипуляции которого находят понимание, а не осуждение у зрителей.

Коломбина

Коломбина (Columbina, Арлекина, Риччолина, Фантеска, Кораллина, Фьяметта, Лизетта, Смеральдина, Камилла) — женская маска дзанни (служанки). Чаще всего служит у Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые ею очарованы. Коломбина любит пофлиртовать, проницательна и очаровательна. Одета либо в традиционное деревенское платье, либо в такие же яркие заплатки, как и ее милый Арлекино. Головной убор - белая шляпа, под цвет передника. Она появляется либо без маски (в этом случае у нее яркий макияж с акцентом на глаза), либо в полумаске, которая, по легенде, была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо, но хотела задать интригу. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.

Пьедролино

Пьедролино (Pedrolino, Pierino,Педролино. Позднее этот персонаж получил известность как Пьеро) – изначально это был ловкий, изворотливый слуга, который, однако, часто попадал впросак. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального романтика, неудачливого соперника. Широкая крестьянская рубаха преобразилась в широкую белую тунику с помпонами и очень длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник-жабо, на голове - шляпа с неширокой круглой тульей (позднее – просто маленький черный облегающий головной убор). Если в костюме были карманы, то они набивались романтическими сувенирами, которые дарились зрителям. Запудренное мукой лицо (а изначально он был крестьянин-мукомол) превратилось в полноценный театральный грим – белое лицо с печально изогнутыми бровями и нарисованными слезами, от постоянных ударов и обид со стороны других персонажей. На иллюстрациях его легко можно спутать с Пульчинеллой, и только чрезмерно длинные рукава могут указать, что это Педролино.

Бригелла

Бригелла (Скапино, Буффетто, Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше) — еще один дзанни, старший брат Арлекина. Чаще всего он являлся владельцем таверны, которую завел, накопив деньжат. Он прекрасно знает, как угодить гостю и хозяину, но в то же время вполне способен его облапошить на кругленькую сумму. Он пронырлив, хитер и может (если придется) стать кем угодно – солдатом, священником, моряком и даже вором. С удовольствием играет на гитаре, так как считает себя неплохим музыкантом. <p>Костюм этого персонажа – это зеленая полумаска, белый плащ, камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками.

Капитан

Капитан (Il Capitano) — хвастливый вояка, трус, безудержный искатель приключений, считает себя красавцем. Один из древнейших персонажей комедии дель-арте. Капитан не является коренным жителям города и всегда приходит откуда-то издалека. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка (и внешне и своими привычками), хотя изначально этот образ – исключительно итальянский. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими усами. Костюм это персонажа был буффоным подобием военной формы средних веков: шлем )или шляпа) с перьями ярких расцветок, на ногах слишком просторные сапоги с большими подвязками, камзол в контрастную полоску по диагонали, а на поясе – огромная шутовская шпага.

Панталоне

Панталоне (Pantalone, Маньифико, Кассандро, Уберто, Бартоло) - венецианский купец, скупой старик. Костюм Панталоне сделан на основе традиционной венецианских купцов и состоит из красной куртки, красных штанов, плащ с короткими рукавами, маленькую черную шапочку (вроде фески), черной мантии с просторными рукавами и желтые туфли. Маска Панталоне темно-коричневого цвета, с большим загнутым вниз носом (почти как у нашей Бабы Яги), мохнатыми седыми бровями, очками, торчащими в стороны усами и козлиной бородкой, которая торчала вверх, иногда доходя до кончика носа. На поясе – мешочек-кошель с деньгами и кинжал. Самой яркой и характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, подчеркивающей его якобы солидную мужскую силу.

Доктор

Доктор (Il Dottore, Доктор Баландзоне, Доктор Грациано) — псевдоучёный, доктор права или медицины, старик, небогат, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Обычно он был весьма тучен, с большим выпирающим животом, неповоротлив, но обладал манерами ученого человека. Представлял собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносил вроде бы многоумные, но на самом деле абсурдные фразы из кое-как составленных слов на латинском языке. По сюжету Доктор часто являлся другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино. Костюм Доктора – это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная полумаска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми – их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.

Обзор

На этом обзор основных групп масок закончен – я перечислила и описала основные характеристики, стараясь, впрочем, не углубляться в детали, коих за века Карнавала накопилось очень много. В завершении статьи, хотела бы привести несколько фактов про маски, которые возможно вам пригодятся при подготовке мероприятий: - во время венецианских Карнавалов отмечались самые значимые достижения венецианцев. Например, победа Венецианской Республики над турками (1571 год) была настолько важна и почетна, что эхом того праздника до сих пор мелкают карнавальные тюрбаны и шаровары в толпе на площади Сан-Марко.

Начало

- изначально маски изображали богов плодородия и использовались в Сатурналиях – об этом я напишу подробнее в статье об истории Карнавала. - на карнавалах весьма распространены парные маски супругов. Причем в XVIII веке маску мужа позволялось носить любому мужчине, сопровождающему даму, вне зависимости от его статуса. Хороших праздников! Юлия Козеева