Праздник дураков
Интересным нюансом было, что в действиях постоянно менялись местами – шуты и короли, земля и небеса, низы и верхи. Данное смещение олицетворяло перерождение мира.
Выдающимся примером такого переворота карнавального мира является Праздник дураков (festa stultorum). Данное действо сначала отмечалось в храмах, имело официальный характер, затем оно переросло в нелегальное, так как переместилось в питейные заведения, на улицу.
Это действо начиналось с собрания духовенства, там с помощью смехотворных действ выбирали дурацкого епископа, затем помпезно провожали его в храм. Все сопровождающие, которые были здесь, дурачилась, потешалась. Присутствующие были одеты в яркие маски, женские одежды, костюм скоморохов, шкуры животных. В дальнейшем дурацкий епископ отслуживал мессу, проводил благословление, а в это время дьяконы прямо перед ним ели колбасу, устраивали танцы и играли в карты, кости. Карлики пели непристойные песни, а ладан наполняли навозом. После мессы начинались целые бесчинства – все начинали бегать по храму, кричать, раздеваться догола. Затем усаживались в тележки с отходами и ездили по городу, крича безобразные песни.
По окончанию мессы священник благословлял и три раза кричал по-ослиному, а ему вместо "amen" трижды отвечали таким же ослиным криком "Hinham!"
Также существовали и подобные пародии на рыцарские состязания, цеховую работу и т.д.
Почти за каждым праздником был закреплен смех. Приветствовался смех священника, когда идет служба и смех прихожан, все это было «пасхальным смехом».
Новогоднему календарю (1 - 5 января) предшествовали врумалии (24 ноября - 17 декабря), которые также были с карнавалом, ряжеными, все это обрисовывало процесс уборки урожая, а также изготовление вина. Все сопровождалось песнями про верхние чины, судей, вельмож
В период с 17-23 декабря проходил веселый сатурналий, который включал в себя жертвоприношение свиньи.
Почти у каждого народа Европы были свои гистрионы, которые брали опыт римских мимов. Их появление олицетворяло бунтарство народа. Особенно это выражалось в действии вагантов (это семинаристы, которые недоучились, священнослужители, которых разжаловали). Обычно они пели латинские песни на озорной манер, которые пародируют гимны церкви. Тут были не обращения к Богу, а к «всепьющему Бахосу».