История праздников. Как веселились в страдающем Средневековье.

В саду сидит король Франциск I, а рядом на скамеечке сидит некий господин Гайар (поэт кажется). Король спрашивает: - « Господин Гайар, как вы думаете, какое расстояние между распутником и весельчаком?». На что господин Гайар отвечает: « - Ровно такое, как от моей скамейки до вашего кресла». ( Игра слов Гайар с фр. переводится: весельчак.) Средневековье, средние века – эпоха, которая господствовала в Западной, Центральной Европе. В данный период существовал феодальный экономический, политический уклад, а также христианская религия. Все это наступило после падения античности.

Суть культуры

Суть культуры каждого времени, складывается всегда из представления человека о самом себе, своей цели и возможности, интересах. В этот период такие предоставления подвергались влиянию церкви и формировались под ее воздействием. Главной целью жизни общества становятся – подинение, смирение, покор. Городские праздники в данный период времени ассоциируются со зрелищами, проходивших в ярких красках, маскарадами, которые походили на языческие обряды, культы со смеховыми действиями. В это время карнавалы ассоциировались с календарным началом весны, проводом старого года и встречей нового. Не редки были выступления, основанные на создании чучела, а потом его «казнили». Также олицетворением были шуты и дураки, например, Трибуле при Франциске. При этом они не просто одевали на себя образ при выступлении, а оставались такими в повседневной жизни.

Праздник дураков

Интересным нюансом было, что в действиях постоянно менялись местами – шуты и короли, земля и небеса, низы и верхи. Данное смещение олицетворяло перерождение мира. Выдающимся примером такого переворота карнавального мира является Праздник дураков (festa stultorum). Данное действо сначала отмечалось в храмах, имело официальный характер, затем оно переросло в нелегальное, так как переместилось в питейные заведения, на улицу. Это действо начиналось с собрания духовенства, там с помощью смехотворных действ выбирали дурацкого епископа, затем помпезно провожали его в храм. Все сопровождающие, которые были здесь, дурачилась, потешалась. Присутствующие были одеты в яркие маски, женские одежды, костюм скоморохов, шкуры животных. В дальнейшем дурацкий епископ отслуживал мессу, проводил благословление, а в это время дьяконы прямо перед ним ели колбасу, устраивали танцы и играли в карты, кости. Карлики пели непристойные песни, а ладан наполняли навозом. После мессы начинались целые бесчинства – все начинали бегать по храму, кричать, раздеваться догола. Затем усаживались в тележки с отходами и ездили по городу, крича безобразные песни. По окончанию мессы священник благословлял и три раза кричал по-ослиному, а ему вместо "amen" трижды отвечали таким же ослиным криком "Hinham!" Также существовали и подобные пародии на рыцарские состязания, цеховую работу и т.д. Почти за каждым праздником был закреплен смех. Приветствовался смех священника, когда идет служба и смех прихожан, все это было «пасхальным смехом». Новогоднему календарю (1 - 5 января) предшествовали врумалии (24 ноября - 17 декабря), которые также были с карнавалом, ряжеными, все это обрисовывало процесс уборки урожая, а также изготовление вина. Все сопровождалось песнями про верхние чины, судей, вельмож В период с 17-23 декабря проходил веселый сатурналий, который включал в себя жертвоприношение свиньи. Почти у каждого народа Европы были свои гистрионы, которые брали опыт римских мимов. Их появление олицетворяло бунтарство народа. Особенно это выражалось в действии вагантов (это семинаристы, которые недоучились, священнослужители, которых разжаловали). Обычно они пели латинские песни на озорной манер, которые пародируют гимны церкви. Тут были не обращения к Богу, а к «всепьющему Бахосу».

Театрализация месс

После возникновения такого бесчинства церковь нашла новый способ воздействия на своих догматов. Началась театрализация месс. Одной из первых форм театрализации стала церковная драма. Борясь против остатков сельских игр, так церковь пропагандировала массы для своих целей. Заключалась она в прочтении литургии в лицах, по ролям. Именно из этих эпизодов и зарождалась драма в литургии. Было 2 этапа – Рождественский (рождение Христа) и Пасхальный (его воскрешение). При Рождественской части – в центре Храма ставили крест, затем он оборачивался в темную ткань, что означало погребение Господа. В Пасхальной части обыгрывался эпизод 3 Марий с воскрешением. Далее процессы усложнялись, появлялись костюмы, писались сценарии. Все это делали священники.

Миркали

Так накапливался опыт в постановке и все показывалось народу. Со временем такие представления стали отвлекать прихожан от самой службы. Для того чтобы остановить процесс самоуничтожения, священники выводят постановки из храма на улицы. Так образовалась полулитургическая драма. Церковный театр хоть и был под формальным управлением церкви, но был под влиянием толпы с улиц. Теперь все чаще стали обыгрываться сюжеты из жизни, а сюжеты из Библии рассказываются на повседневный манер. Начинается появляться и техника в представлениях – принцип симультанной декорации, когда сразу в одну линию ставятся декорации, необходимые в эпизоде, появляются трюки. Так продолжалось долгое время. Потом появились Миракли. Это слово обозначает «чудо». Этот жанр показывал, что все конфликтные ситуации решаются благодаря вмешательству божественного. Они строились на событиях города, монастыря или замка. Миракли были двойственны, сначала действия говорилось о действительности и обличало героя, потом заканчивалось компромиссом, раскаяньем злодея.

Мистерия

Затем начал появляться мистериальный театр. В 15-16 века. Когда расцветали города и социальные противоречия. Город уже не был зависим от феодалов, но был под властью абсолютного монарха. Мистерия – это самый расцвет средневековья и культуры данного времени. Представления организовывались не церковью, а городским цехом или муниципалитетом. Мистерии это искусство массовое, в нем участвовали 100 человек. Авторами были деятели – врачи, адвокаты. Драматургия в данном виде имела циклы: - ветхозаветный, здесь были сюжеты из Библии, - новозаветный, в котором говорится о рождении, воскрешении, - апостольный, здесь пьесы строились на Житие святых. Самый яркий пример – Мистерия Ветхого завета, состоит из 38 частей. Герои: Бог, Люцифер, Ева, Адам. Здесь показывали различные библейские чудеса. Мистерия послужила основой для дальнейших жанров этого периода времени. Исполнителями был простой городской люд. Здесь начала развиваться техника, начал прививаться вкус людям, пристрастие к театру. Во Франции 1548 году мистерия была под запретом: так как стала наблюдаться комедийность. Обреченности жанра стала его противоречивость. Этот театр стал подвергаться искоренению со стороны королевской власти. В ходе Реформации, которая началась в Европе в 16 веке, развернулась борьба с католической церковью. Началась эпоха Моралите, которая высвободила моральность. Ее основным признаком был аллегоризм. Каждый персонаж пьесы олицетворял порок или же добродетель, а предмет – символ. А столкновение – это борьба начал, доброго и злого. Если человек умен, то он перейдет на сторону добродетели, если глуп – в сторону порока. Это и было основной мыслью – моралите.

Фарс

Такой жанр в аллегорическом исполнении внес четкость, а также поставил целью ставить типический образ в сцене. Со второй половины 15 века начало выделяться новое направление – фарс. В переводе с латинского означало – начинка.

"Дурацие корпорации"

Шумные представления на Масленницу и гулянья привело к появлению «дурацких корпораций». Так называли объедения судебных чинов, богемы и школяров. Такие шутовские корпорации распространялись в Европе повсеместно. При Париже было 4 основных крупных организации, которые между собой устраивали парады. В парадах высмеивались епископы и их речи, заседания судей, выезды королей. За такие выступления были наказания в виде тюрьмы. По своему содержанию фарс был близок к действительности, поскольку подвергал высмеиванию мародеров солдат, скупых купцов. Главной линией была карикатурность сюжета, динамика и жизнерадостный настрой участников. Этому направлению присуща импровизация, общение с присутствующими. Постепенно под гнетом власти в начале 17 века корпорации фарсеров перестают существовать. Начинается Карнавальная эпоха средневековья. В этот период были смеховые действа и всевозможные обряды. Атмосфера карнавала присутствовала везде: в уличных шествиях, храмовых праздниках, при сборе винограда. Без этого не обходились и стандартные пирушки.

Карнавал

Все формы карнавала были внерелигиозными, имели сильный игровой эффект, носили художественный характер, располагались на грани жизни и искусства. Конечно, в этот период были и официальные праздники, но они были стандартны и монотонны. Карнавал в свою очередь – высвобождение от различия при иерархии, в нем все считались равными, при нем создавался новый тип общения между людьми на площади. Карнавал давал вдохновение и новую жизнь людям, так как основывался на смехе. В заключении отметим, что средневековье было основано на напряжённом времени в духовной сфере, на рудном поиске среде мировоззрений, простой народ примерял на себя веру и разум, новый образ в городской жизни. Несомненно, можно сказать, что эта эпоха послужила основой для дальнейшего развития европейской культуры.