МАСКИ КОМЕДИИ ДЕЛЬ-АРТЕ
Это крупная группа масок Венецианского Карнавала. По своей сути – это маски уличного театра. Сценаристы и режиссеры того времени нашли отличное решение для быстрого включения публики в показываемое зрелище – узнаваемые персонажи. По сути этот же феномен используется в современных сериалах. То есть какой бы спектакль не показывался – герои уже были знакомы публике и она с интересом следила за перипетиями событий, в курсе которых она уже была. Аналогами названия «дель-арте» являются la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Подробнее о происхождении и развитии комедии дель-арте я еще напишу, поскольку она сейчас практически неразделима с Венецианским Карнавалом и современными театрализованными представлениями.
Сейчас хочу обратить ваше внимание только на тот факт, что сейчас разделяют 2 квартета масок дель-арте – венецианский и неаполитанский. С полным списком героев вы можете ознакомиться, к примеру, в Википедии.
Мы рассмотрим персонажей именно венецианского квартета масок:
Арлекин (Arlecchino, Меццетино, Багаттино, Труффальдино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Табарино) - дзанни (слуга). Чаще всего работает на скупого Панталоне, посему до крайности беден. Костюм Арлекина хоть и составлен из разных лоскутков и заплат (именно их символизируют ромбики в современных вариациях костюма), но ярок и весел. Классически головной убор - белая фетровая шляпа – украшался лисьим или кроличьим мехом. В современных костюмах эта шляпа практически не используется. Маска Арлекина в классическом варианте была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). Еще одно обязательной частью костюма ранее являлась палка, которой он лупил других персонажей. По сценарию он родом из Бергамо, из семьи крестьян и не умеет ни писать, читать. Прибыл в богатую Венецию на заработки, любит поесть (особенно – бесплатно). Да так, что ради еды иногда даже забывает о своей ненаглядной Коломбине.
Арлекин очень подвижен, периодически откалывает акробатические трюки, поэтому его костюм не должен стеснять движения. Чаще всего являет собою типаж очаровательного мошенника, манипуляции которого находят понимание, а не осуждение у зрителей.