Основные маски и костюмы Карнавала Венеции. Часть 1.

Традиционные маски Венеции. Тему Карнавала я любила всегда. Особенно в формате мероприятий и праздников. На мой взгляд, это идеальное сочетание зрелища, смысла и действия. Самая популярная и известная часть современного Венецианского Карнавала – это конечно же маски и костюмы участников. Я собрала в две статьи все знаковые «маски» Carnevale di Venezia. Это работа заняла довольно много времени, так что буду благодарна, если используя текст, вы будет давать на меня ссылку. Также если у вас есть какие-либо дополнения к статье – мне важно их узнать. Спасибо! Итак, небольшой экскурс в прошлое Венеции. Давным-давно венецианцы, освоив маски и поняв все плюсы, стали носить их не только по праздникам, но и в будни. Островная Венеция по сути была большой деревней – все друг друга знали и даже жене толком изменить нельзя было; не говоря уж про ограбление или выигрыш в карты – кому нужно, чтобы все соседи (в том числе кредиторы, бедные родственники, грабители или теща) были в курсе крупного выигрыша или проигрыша?! Кончилось все предсказуемо – ношение масок запретили во все дни, кроме Карнавала. Но даже этого периода Венеции вполне хватало, чтобы быть, пожалуй, одним из самых свободных городов Европы, а ограничения не позволяли превратиться в пошлый портовый городок. Все основные образы Карнавала можно поделить на 2 условные части: А) традиционные маски Венеции – по сути являются образами из ежедневной жизни обитателей островной империи. Б) маски комедии дель-арте (commedia dell'arte) – пришли в Карнавал из уличных театров.

ТРАДИЦИОННЫЕ МАСКИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА

Ниже перечисленные персонажи по сути являлись народными, формировались на фоне жизни и быта венецианцев. Они не имеют никакого отношения к театральным образам (разве что Джокер, на мой взгляд, несколько перекликается с разными воплощениями образа Арлекина и Доктор Чума по шутовскогому поведению отчасти похож на Dottore). Итак, давайте знакомиться:

Баута

Баута (Призрак, Bauta, Bautta) - самая популярная венецианская маска, получившая развитие в силу ее простоты и практичности. Это единственная из классических масок, в которой можно пить и есть, не снимая ее. То есть сохранялось самое главное – конфиденциальность. «Призрак» обладает еще одним важным свойством для желающих анонимности: нижняя часть маски, скрывающая рот, выдвинута вперед, и звук голоса, ударившись изнутри о маску, меняется, позволяя опять же оставаться неузнанным. Происхождение названия (по одной из версий) связано с итальянским словом “ bau ” или “babau ”, обозначающим страшилище, которым пугали маленьких детей. То есть что-то вроде Бабайки. Просторечное словечко "bau-bao" на венецианском диалекте также означает «пугать детей». Если будет желание углубиться в этот вопрос, то можно обратиться к Большому словарю итальянского языка, который укажет на близость слов «bautta» и «bavaglio» (в переводе «слюнявчик»). Ей-богу, не могу построить по этому поводу никаких версий! И, наконец, некоторые исследователи связывают название «баута» со словом «bava» - на венецианском диалекте того времени означающее кружева, которыми желающие сохранить инкогнито, оборачивали голову (включая лицо). Изначально маска была черного цвета, затем стала белой. И совсем недавно ее стали перекрашивать в золото и серебро, расписывать и украшать. В классическом варианте данный Карнавальный костюм подчиняется удивительно строгому рисунку, в котором обязательно сочетаются два цвета – белый и чёрный. Высокопоставленные чиновники зачастую выбирали именно такую маску для прогулок по городу, поэтому внегласный обычай предписывал горожанам вежливо приветствовать каждую встречную бауту Авторство привычного ныне сочетания этой маски с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой (tricorno) приписывают никому иному как легендарному Джакомо Казанове. Завершали этот костюм чёрные туфли в сочетании с белыми шёлковыми чулками. Именно этот образ и носит название “Bauta Casanova”. Обратите внимание, что данная маска вошла в оборот в 17 веке, что важно учитывать, если вы занимаетесь костюмированием более ранних временных отрезков.

Венецианская Дама

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой. У данной маски есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия («Liberti», «Valeri», «Salomea», «Fantasy»). Обратите внимание, что этот образ был подвержен веяньям городской моды, а также изменялся согласно новыми технологиями в изготовлении одежды и костюмов. Данный образ завершался парфюмерными новинками со всего мира. Фактически, единственными ограничениями при создании данного костюма были только размер кошелька и фантазии заказчицы. Такой наряд могли себе позволить весьма богатые венецианские женщины. Помимо тканей (зачастую весьма дорогих) костюм «Dama di Venezia» украшался различными мехами, шелковыми лентами, сама маска - перьями экзотических птиц, бусами, камнями различной ценности, блестками, красками и всем тем, что прибывало в Венецию, находившуюся на перекрестке торговых путей.

Кот

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Самой популярной легендой возникновения данной маски является эта: бедный-бедный китайский торговец прибыл в Венецию со своим старым-старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мелких грызунов было в изобилии. Оголодавший кот с удовольствием принялся охотиться и за несколько дней значительно уменьшил поголовье грызунов. Венецианский Дож был счастлив, наградил торговца драгоценностями и проводил с большим почётом. Чудесный хищник со всем уважением был поселен во дворце, на случай будущих нашествий мышей. Но у этой легенды есть продолжение. Другой бедный, но хитрый китаец, узнав эту историю, решил, что если за обычного кота глупые и дикие венецианцы готовы выложить столько богатств, то сколько же ему дадут за изысканные китайские шелка и прочие «приличные товары»?! Китаец влез в долги, накупил товаров и отплыл в Венецию… Дож очень заинтересовался предложенными изысками и предложил обменять их на самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, китаец получил драгоценного пожилого кота и отправился обратно в Китай…А кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам. Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».

Гатто

Добавлю ложку дегтя в милые истории про котиков. Помимо маски Гатто (маска кота) есть GNAGA (от итал. "gnau''-''мяу", произносится как "ньяга"), с которой связано венецианское выражение "иметь наглость ньяги". Пикантность этому виду масок придает то, что они являются символом сторонников однополой любви (что в Венеции, в отличие от всей Европы, не преследовалось со всей суровостью средневековой Инквизиции, но и не признавалось). Чаще всего женские маски были больше похожи на кошку, а мужские - на женское лицо. Но не обязательно. Джакомо Казанова в своих мемуарах о Венеции описал встречу со странным коренастым мужчиной в женской одежде и маске кошки, который держал корзину набитую котятами, мяукал и выкрикивал прохожим провоцирующие непристойности. Если эту маску носили мужчины, переодетые в женщин, то им полагалось мяукать и имитировать вихляющими движениями кошачьи повадки. Зачастую они приставали к гуляющими, а сопровождали их карлики, были одеты в костюмы детей и окружали свою мнимую «няню». Платье под эту маску должно старым (а еще лучше – рваным), ярким и вульгарным.

Джокер

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli) - как я уже упоминала, этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте. Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего. Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.

Mattacino

Mattacino (Маттачино) – еще один шут, агрессивная вариация Джокера. Носители этого костюма дикие и необузданные, отличались непочтительностью, задавали тон развлечениям, шествуя громкими группками по утреннему городу. Маска "Маттачино" получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (маттинате). Любимой забавой этих шутов было метание «парфюмированных яйц» (а они и вправду были наполнены розовой душистой водой) в прохожих. Основным атрибутом этого образа был длинный ремень в руках. Сложенный пополам, он использовался как праща для метания яиц. Жертвами зачастую становились женщины, спешащие по утренним делам. Костюмом был белым (но в ходу и многоцветные костюмы), ботинки - красными. Головной убор был белый и с двумя мягкими рогами. Известны так же вариации шляп или причесок, богато украшенных перьями. Основной плюс этого образа состоял в том, что в нем можно было вести себя сколь угодно непочтительно, выкрикивать пошлости, вычурно кривляться и жеманно позировать. Да так, что Маттачино был в конечно итоге стал еще одним символом геев и лесбиянок, а первое объединение гомофилов называлось "Общество маттачини".

Вольто

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку. Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.

Доктор Чумы

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) - самый страшный образ Карнавала, фактически образ Вестника Смерти, перекочевавший в Карнавал для уменьшения ужаса перед этой значимой фигурой. С этим образом я экспериментировала чаще всего на своих мероприятиях и с удивлением выяснила, что он вызывает страх на архетипическом уровне даже у людей, не знакомых с традициями Венеции. Классический вид Доктора практически повторяет «униформу чумных врачей»: маска с птичьим клювом (врачи во время чумы в клюв закладывали смесь целебных трав, уменьшающих риск заболеть и отчасти ослабляющих запахи болезни. Материал маски зависел от финасового положения врача. Богатые медики носили клювы из бронзы), длинным черным плащом (у настоящих медиков материал пропитывался воском с добавлением камфоры), посохом в правой руке (посох был нужен, чтобы не прикасаться к больному руками, что было весьма разумно с точки зрения санитарии и отгонять безнадежных зараженных. Некоторые помещали в жезле ладан, который должен был отгонять чертей). Настоящие врачи носили еще в левой руке скальпель для вскрытия чумных бубонов и «поммандер» - коробочку с целебными травами и веществами, которые должны были «отпугнуть» болезнь. Именно такой вариант защитного костюмы предложил французский медик Шарль де Лорме (фр. Charles de Lorme) в 1619 году. Этот вариант униформы был сделан на подобие кожаных доспехов лёгкой пехоты и состоял длинного плаща (от шеи практически до пола) обтягивающих перчаток и грубых ботинок. Завершала костюм доктора кожаная шляпа с широкими полями (именно по ней в Средние века идентифицировали Доктора), под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Плащ заправлялся у шеи под маску. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском. Плотный и обработанный материал костюма был нужен во избежание контакта с больными. К счастью именно такой костюм позволял уменьшить вероятность получить укус блохи - основного переносчика чумы, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Однако, несмотря на все эти меры, самым популярным рецептом было "cito, longe, tarde", то есть, бежать из зачумленных городов как можно скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Правды ради отмечу, что в Средние века чумой называли не только бубонную и легочную формы заболевания, но и моровую язву, а также любые эпидемии с быстрым летальным исходом. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок. Он дурит других участников обилием латинских и медицинских слов, ставит нелепые диагнозы, выписывает рецепты. Изменилась и сама маска Medico della Peste. Она заметно упростилась, потеряв свое практическое назначение. Однако сохранившиеся клювообразная форма и стилизованные очки нам по-прежнему говорят, что перед нами доктор, мрачный символ зачумленных городов. Чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, что отразилось, например, в появлении аналогичного персонажа в итальянской «Комедия дель арте». Доктор Чумы зачастую является судьёй Карнавала.

Моретта

Последняя маска в этом блоке, удостоившаяся вашего внимания, не является маской Венецианского Карнавала в чистом виде. Она пришла в островное государство из Франции и использовалась венецианками в повседневной жизни и как следствие влилась и в Карнавальное действо. Моретта ( «Смуглянка» от итал. «la moretta», "Немая служанка" от итал. «servetta muta») - женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет. У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. Ну-ну, я так понимаю, что именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как "Отрада мужей" и "Маска семейного благополучия"? Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен. Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Хороших праздников!

Продолжение статьи про венецианианские маски вы можете прочитать здесь - Использованы материалы сайта carnevale.ru . Спасибо Wikipedia и Павлу Паюсову! Юлия Козеева